Некоторые родители с недоверием смотрят на ситуацию, когда на тренировку их маленьких детишек, вдруг, заходят старшие ребята, да ещё и с поясами «непростых» цветов. Одни полагают, что это может быть опасно для маленьких, другие считают, что учитель будет заниматься с «любимыми» учениками, а не с теми, кого ещё надо учить.
Наверняка, есть места, где так и делают, да и мы раньше совершали подобные ошибки, но нынче ситуация совершенно другая. Группы строго ориентированы по уровню подготовки, старшие пояса имеют право посещать группы младших, для увеличения тренировочного объёма, но основное внимание уделяется целевой группе.
Занятия сконфигурированы таким образом, чтобы случайных повреждений было как можно меньше. Опасность, при выполнении заданий с большой подвижностью, исходит скорее от сверстников или от детей того же уровня, тогда как старшие пояса обладают гораздо лучшей координацией и самоконтролем, чтобы предупредить столкновение.
А ещё в нашей школе любят и уважают старших товарищей. Но не потому что «так положено». Эти чувства рождаются в ответ на чуткое и внимательное отношение старших к младшим, ведь они всегда помогут завязать пояс, встанут в пару если кому-то не хватило партнёра, организуют неразбериху или разнимут поссорившихся мелких.
Обучением, в привычном понимании этого слова, мы занимаемся, пожалуй, только на первом этапе, когда каратист, как бы осваивает язык, на котором общаются в нашем сообществе, в дальнейшем — это больше похоже на совместный поиск и обмен опытом, когда тренер только предлагает или подсказывает варианты решений.
Личный пример старших, наглядный пример достижения результатов, обмен опытом с младшими — это и есть живая традиция, которая, как сказал композитор Густав Малер, есть передача Огня, а не поклонение пеплу.