На семинаре мы говорили о том, чем является Ката для Карате – это его плоть и кровь, его суть и смысл. Практика Кумите помогает обогатить своё понимание Ката, даёт новую жизнь его моделям, и по мере того, как Ката становится лучше, улучшается и Кумите. И раз уж мы подытоживаем полугодовой тренировочной курс турнирами по Ката и экзаменом, где основной упор будет именно на Ката: спляшем от печки – от Ката то бишь.

 

Оценка Ката складывается из оценки 4 основных параметров: Динамики Тела, Мощи, Формы и Перемещения. Штрафные баллы снимаются за 4 основных группы нарушений: Потери физического баланса, Потери ментального баланса, Нарушения рисунка Ката, Нарушения подобающего этикета. Многие не видят прямой зависимости этих факторов друг от друга, тем не менее, она есть, и немалая. Первопричиной мне видится Физический баланс.

 

Представьте себе тело, обладающее идеальным равновесием. Такое тело сможет представить собой любую Форму. Нетрудно догадаться, что и передвигаться (Перемещение) такое тело будет лучше, чем неидеально сбалансированное. А поскольку наше «идеальное тело» может образовать любую форму – оно и Динамику может создать самых высших значений для своих параметров, а следовательно, сделать максимально возможный вклад в Мощь.

 

А теперь ещё немного пофантазируем и попробуем плавно снижать сбалансированность этого тела, при сохранении задач: максимально быстрых и сильных движений, причудливой геометрии – рано или поздно, оно потеряет равновесие. То есть, на одном полюсе мы видим улучшение базовых параметров, по мере улучшения баланса, на другом – снижение до критического порога, затем, обрушение, приводящее к его потере.

 

То есть в той точке, где происходит обрушение, помимо низких базовых оценок, «нарушителя баланса» ждёт ещё и штраф! Следовательно, методика подготовки должна включать приёмы по развитию баланса и ограничения «красных зон», за которыми потеря равновесия происходит неминуемо. Знания анатомии, биомеханики, немного, физиологии человека и т. п. помогает найти такие положения и выработать соответствующие приёмы.

 

Потеря физического баланса в Ката делится на 4 типа потерь равновесия: в стойке (-0.1), со смещением (-0.3), с частичным или предотвращённым падением, на руку, колено и т. п. (-0.5) и с полным падением, например, на спину (-1.0). Ребята из стиля Годзю-Рю, как-то раз приезжавшие на наши соревнования, сказали, что и в той системе, где они соревнуются, потеря баланса – это одно из грубейших нарушений!

 

Иногда, особенно у начинающих, можно наблюдать как спортсмен остановился посреди выполнения Ката, бывает, что и на первом движении, и стоит, думает, потом вспоминает, и продолжает. Каждая такая заминка карается штрафом (-0.1), за каждую секунду простоя. У спортсменов более опытных, такие заминки возникают, как правило, только после потерь физического баланса, и не длятся дольше долей или максимум одной секунды.

 

Даже в финалах крупнейших мировых турниров можно наблюдать, как опытнейший спортсмен теряет равновесие, после чего возникает небольшая пауза, а затем, вдруг, изменяется ритм исполнения, иногда ошибки повторяются, появляется нервозность, сумбур. То есть при потере физического баланса, всегда теряется и баланс ментальный, почему же забывшие Ката дети не падают и не спотыкаются об собственные ноги?

 

Причина, на мой взгляд, в том, что их исполнение сбалансировано естественным образом: при разворотах они качаются почти всегда, так что это относят к худшим Форме и Перемещению. А вот те многоопытные спортсмены, претендующие на верхние места престижных мировых турниров, исполняют свои Ката в той самой, упомянутой выше «красной зоне», в которой обрушение баланса почти неминуемо даже для топов!

 

Тело человека представляет собой сложную систему, способную выполнять различные задачи, для которых оно подбирает оптимальные положения: человек безусловно способен перемещаться на велосипеде, лёжа на сиденье животом и вращая педали руками, но, чтобы выиграть велосипедный заезд, лучше подойдёт классический способ. Без сомнения можно ехать задом на коньках, но показать лучшую скорость удастся лишь передом.

 

Наше боевое искусство ограничивает наши действия главной задачей: избежать опасности. По мере изучения, практикующие шире понимает эту задачу – иногда, чтобы избежать опасности, нужно вступить в бой, поскольку невступление в него таит ещё большую опасность. Так, с одной стороны, расширяется технический арсенал и набор приёмов, с другой, сужается набор неудачных, неоптимальных решений.

 

Если мы посмотрим на поединок спортсменов, то мы увидим много движений, не связанных с прямым столкновением: соперники пытаются найти лучшее положение для атаки, найти проблемную позицию у противника, если их уровень высок и ошибок они допускают мало – стараются вынудить друг друга на ошибку, применяя всевозможные финты или вспомогательную технику. Их цель всегда – Кё, то есть разрушение баланса.

 

Когда ваш физический или ментальный баланс разрушен, вам требуется некоторое время для приведения себя в норму – это состояние называется «Кё», цель вашего противника: найти ваше Кё или создать его, чтобы затем использовать эту паузу в ваших действиях. Такие вещи случаются и в жизни: борьба бывает не только физическая или спортивная, но и, например, управленческая – деловая или позиционная, и там тоже есть Кё и его использование.

 

Мы безусловно можем рассмотреть множество этих положений, рассчитать для каждого из них оптимальное, определить их критические зоны – индустрия большого спорта слилась с индустрией развлечений и там, где крутятся огромные деньги, большая наука вполне может быть использована, со всеми своими суперкомпьютерами, лазерными датчиками, кучей учёных и пр. Но для нас, простых любителей, мечтающих о силе, есть способ проще.

 

Боевые искусства востока развиваются уже на протяжении тысячелетий и, как мы уже говорили ранее, одно из составляющих Традиционного Карате – это Тодэ, включающие особые методы подготовки, специальные тренировочные снаряды и, главным образом, характерные формальные комплексы упражнений, состоящие из ударов, блоков, стоек, передвижений, прыжков, захватов, бросков, подсечек – Ката.

 

Из всего набора Ката, практикуемого в традиционных школах, выделяются, стилеобразующие и, так называемые боевые. И если вторые представляют собой то, что было описано выше, то первые крайне интересны своими необычными движениями, странным, на первый взгляд ритмом, дыханием и характерной работой тела. В этих Ката «вшито», то, что потом будет применяться во всех методах подготовки данного стиля.

 

Наш интерес к таким Ката обусловлен тем, что внутри них спрятаны ключи к оптимальному положению тела именно для задач поединка. Особая работа мышц и дыхания фиксирует это положение и как бы делает перепрошивку нашей двигательной матрице, заставляя нас принимать это положение автоматически. Такой «чудодейственной» Ката является, например, Сан-Чин, что переводится как «Три Битвы».

 

Уникальность этой формы в том, что найденное, за многие и многие сотни лет, ультра-прямое положение позвоночника, дающее наилучшее положение туловища с точки зрения ведения боя, формируется не только словами наставника и вашей волей, но и самой формой, принудительно. В этой статье мы рассмотрим только этот фактор, хотя уникальность Сан-Чина на этом, конечно же, не заканчивается.