Друзья!

18 и 25 декабря состоятся подготовительные тренировки — мы прогоним всю экзаменационную программу и попробуем выявить наиболее проблемные места. 27, 28 и 29 декабря, в тренировочное время, пройдут сами экзамены, которые по нашей традиции, сдают все пояса.

В случае сдачи, на оставшиеся занятия можно не приходить, при отрицательном экзамене вам нужно будет хорошо себя проявить в январе: постараться решить проблему, которая не позволила сдать экзамен, или серьёзно продвинуться в её решении и попробовать сдать 30-31 января. 

Этот пост, скорее лирический, нежели информационный, который, возможно, прольёт свет на то, что «почему у нас экзамены не такие как у других». Как вы уже догадались — это будет ответ, на ряд поступающих ко мне вопросов, а также на «раздевалочные» слухи. Итак, что же это за зверь такой — экзамен?

Для понимания моего восприятия проблемы стоит вспомнить мою статью о Традиционном Карате, на нашем сайте, в которой я максимально сжато и просто определил это понятие (и настоящие специалисты и «энторнет-иксперды» могут не согласиться — это их право). Так вот, экзамен и соревнования по карате — это разные вещи и, даже если, и там, и там, каратисты делают одни и те же, или похожие вещи — они про разное и для разного. И соревнования и экзамены важны и полезны, но это принципиально разные методы воздействия на ученика, даже если испытываемый ими стресс похож или одинаков.

Соревнования проверяют ваше карате целиком. И психологическая устойчивость тоже входит сюда вместе с техникой, кондициями, и пр. факторами. Поражение на соревнованиях обращает внимание ученика на тот компонент из-за которого он уступил противнику, а победа лишь тешит тщеславие. Экзамен, он про то как улучшить каждое ваше качество отдельно и, таким образом, улучшить их сумму — он обращает внимание на все компоненты системы, заставляя ученика планировать свои усилия на длительный срок. И если поражение в соревнованиях — скорее, пища для размышления тренера, то результат экзамена полностью ложится на ученика.

Вот почему мы не делаем из экзамена ещё одно соревнование, вот для чего нам нужен некоторый период усиленного воздействия, подобно университетской сессии, а не разовое мероприятие, на котором ученику достанется несколько минут работы, а потом ему огласят результат, который возможно будет непонятен не только зрителям-родителям, но и ему самому. Поэтому мы даём несколько попыток, даём возможность пересдать: чтобы не только оценить, но и озадачить. Тем, кто попал в стрессовую яму — дать возможность прийти в себя и показать свои лучшие качества, а те, кому не хватило чуть-чуть, получат возможность это «чуть-чуть» подправить.

Соревнования становятся для ученика испытанием, в котором он остаётся один. Даже родители и тренер, часто не могут ему ничем помочь, так как находятся в разных зонах. Экзамен — это разговор, о том как можно стать лучше. Экзаменатор может остановить исполнение, чтобы сделать замечание, может выйти показать сам или попросить другого ученика выполнить то что не получилось у вас. Ученик может спросить то, что он не понял. Соревнование выясняет: кто лучше? Экзамен даёт рецепт каждому: как стать лучше. В этом смысле экзамен куда более Будо-практика, нежели состязание.

Наши спортивные победы уже много раз доказали преимущества нашей учебной программы — быть частью нашей команды стало престижно, а пояс odinkarate — это знак качества. Мы дорожим своей репутацией, а потому — не продаём пояса! Также их нельзя получить «за выслугу лет» или ещё по каким-либо другим причинам. Наш пояс показывает соответствие определённым требованиям нашей же учебной программы. В исключительных случаях следующая степень (Кю) может быть присвоена: либо за особые успехи в каком-либо компоненте программы, либо за серьёзное продвижение в решении задач этой степени.

На соревнованиях нельзя быть хуже и выиграть, в этом случае мы можем говорить о наличии «неспортивных» факторов, таких как, например, необъективное судейство, или о судейских ошибках. Для экзамена такая ситуация вполне естественна, ведь сдающих не сравнивают друг с другом — оценивается пройденный путь и перспектива решения задач следующего уровня каждого конкретного спортсмена. Исключение одно: 1 Кю (Коричневый пояс) — это и подведение итогов важнейшего периода в жизни каратиста и оценка перспективы получения Чёрного пояса. Здесь вы должны быть безупречны.

Особо пугливым и впечатлительным нужно вернуться в начало этого поста и посмотреть, что попыток будет до неприличия много. Нам не так важна оценка ученика, как то чтобы ученик всё таки понял принципы, которые не смог понять в период между экзаменами. И самое важное: чтобы он научился прикладывать усилия к решению задачи, начиная от её постановки перед самим собой, продолжая ежедневно не отступать, идя к своей цели, и заканчивая решительным рывком на финише, при демонстрации результата своего труда. Ничего не бойтесь и удачи на экзаменах!

Антон Черноусов — по 2 раза сдавал на 6 Кю, 3 и 4 Даны, с 5 Кю сразу сдал на 3 🙂

 Экзаменационная программа